- Варвара
-
ВАРВА́РА — героиня христ. агиографич. лит-ры, дева и св. великомученица, почитаемая на православном Востоке (особ. в России) и католическом Западе. Память — 4/17 декабря. Житийное повествование о жизни и страданиях В. основано на легенде, сформировавшейся в 7 в. и имеющей, вероятно, египетское происхождение. Согласно агиографич. источникам, В. родилась в египетском городе Гелиополе (варианты: в Гелиополе Финикийском, Турции, Никомидии) и была единств. дочерью богатого язычника Диоскора. Чтобы предохранить дочь от домогательств женихов, отец строит для нее высокую башню, не подозревая, что это совпадает с ее целомудренной решимостью блюсти девство. Завершающие в отсутствие отца строительство башни каменщики должны пробить в стене два окна, но В., тайно принявшая христ-во, велит пробить три (как зримое исповедание веры в Святую Троицу), низвергая при этом установленные в башне статуи языческих богов. Вернувшийся Диоскор, узнав об этом, передал дочь в руки префекта Мартиниана, подвергнувшего В. жесточайшим пыткам. В темнице она получает утешение и исцеление от явившегося ей Иисуса Христа и чудесно преподанного причастия. (Отсюда роль В. как святой, в трудных обстоятельствах спасающей христианина от опасности умереть без причащения.) Во время продолжающихся пыток В. поет псалмы, словно не ощущая боли. Наконец взбешенный Диоскор собственноручно отсекает дочери голову и мгновенно несет наказание от испепеляющей молнии. Предания относят мученичество В. либо к нач. 4 в., либо ко времени имп. Максимина (235—238). Позднее мощи (часть мощей) В. были перенесены в Константинополь. По свидетельству Анны Комнины, в храме св. В. находили убежище обвиняемые в преступлениях беглецы. Вероятно, на этом основано убеждение, что В. дана от Бога благодать спасать от внезапной и насильственной смерти. В 1108 г. часть ее мощей была принесена в Киев византийской принцессой Варварой (из династии Комнинов), вышедшей замуж за вел. князя Святополка Изяславича. Житие В. — любимое чтение на Руси — воспроизведено в акафисте, составленном киевским митр. Иосифом Краковским, а так же в нар. стихах и псалмах. В. призывают в молитвах как спасительницу от бури на море и от огня (смертельной молнии) на суше, что, видимо, стало основой почитания ее как покровительницы оружейников и огнестрельного оружия (артиллерии). В. изображается с короной, мечом (как орудием казни), башней с тремя окнами (макет которой она может держать в руке) и павлином (символом бессмертия и воскресения Иисуса Христа), а также с потиром (чашей для причастия), символизирующим счастливую христианскую смерть. У ног В. может находиться пушка.
Св. Варвара. Икона 15 в.

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.